Ремень ГРМ – это привод газораспределительного механизма. Этот элемент соединяет коленвал с распределительным валом, обеспечивает синхронную работу поршней и клапанов. Также при помощи ремня ГРМ вращается шестерня водяного насоса. Состоит привод из трёх частей:
- Корд – стекловолоконная нить;
- Промежуточный слой из нейлона;
- Наружная оболочка из резины, защищающая внутренние слои и повышающая эластичность ремня.
Работает ремень ГРМ в условиях постоянного трения и натяжения, поэтому обладает неприятным свойством растягиваться и обрываться в самый неподходящий момент. Поэтому автовладельцам важно уметь самостоятельно определять степень износа приводного ремня и знать периодичность замены. Попробуем разобраться в этом вопросе.
Чем грозит неисправность ГРМ
Учитывая условия эксплуатации привода, обрыв ремня может привести к повреждению клапанов, что часто становится причиной капитального ремонта всего газораспределительного механизма. При этом последствия напрямую зависят от того, в какой момент работы двигателя произошла поломка. Здесь возможны следующие варианты:
- Обрыв заклинивает распредвал, который перестаёт вращаться, и останавливает клапана в одном положении. При этом коленвал продолжает по инерции двигаться, и поршни идут на открытые клапана, которые гнутся при таком контакте.
- Если двигатель работает на холостом ходу, возможно одновременное повреждение нескольких клапанов. При этом чем выше частота вращения коленвала, тем вероятнее повреждение направляющих втулок.
- На дизельных двигателях последствия обрыва ремня ГРМ могут быть более печальными. Это обусловлено конструктивными особенностями таких ДВС, в которых клапана практически не имеют свободного хода. Поэтому обрыв приводного ремня может послужить причиной ремонта ГБЦ, шатунов, подшипниковых элементов распредвала.
В чём могут быть причины неисправностей
Здесь возможно несколько вариантов. Чаще всего приводные ремни обрываются в результате:
- Несоблюдения регламента замены;
- Попадание посторонних предметов внутрь газораспределительного механизма;
- Аварийная остановка помпы;
- Естественный износ зубчиков ремня;
- Повреждение роликов натяжителя.
Помимо этого, обрыв может произойти по причине выбора некачественного ремня или неправильной установки привода.
Признаки неисправности
Существуют два симптома, которые помогают со 100% точностью определить обрыв приводного ремня газораспределительного механизма. Это касается следующих моментов:
- Внезапная остановка двигателя и невозможность повторного запуска. При этом если ДВС резко встал, не стоит сразу пытаться повторно его завести: это может лишь усилить повреждения, причинённые поршнем клапану.
- Появление металлического стука. Это вызвано отсутствием компрессии и свободным ходом коленвала.
Как часто нужно менять
Обрыв ремня ГРМ может привести к серьёзным последствиям, поэтому в идеале лучше не допускать таких ситуаций. Если верить производителям авто, средний срок эксплуатации ремня ГРМ варьируется в пределах 50 000-100 000 километров пробега. Однако в реальности это не всегда соответствует действительности.
В среднем, срок службы ремня ГРМ на отечественных автомобилях редко превышает пробег в 40 000 км. У иномарок ресурс выше, поэтому привод можно менять через 70 000 километров. Однако здесь многое зависит от условий эксплуатации транспортного средства. Кроме того, ремень рекомендуется менять вместе с роликами натяжителя. Если этого не делать, то регламент последующей замены рассчитывается с учётом срока эксплуатации роликов. При этом техническое состояние ремня рекомендуется проводить каждые 20 000-30 000 км пробега. При наличии любых видимых повреждений, лучше сразу провести замену, не дожидаясь аварийного обрыва.
Поменять ремень ГРМ лучше в условиях автосервиса. Это будет гарантией того, что замена пройдёт правильно и ремень проработает положенное ему время. Кроме того, квалифицированные мастера точно поставят качественный ремень и определят низкокачественные подделки, которые рвутся практически сразу после установки.