Проверка уровня масла в АКПП

Автоматические коробки передач в последние годы сильно потеснили «механику» и применяются в большинстве автомобилей. Они значительно упрощают процесс вождения, но технически сложны и требуют тщательного соблюдения правил эксплуатации. Одно из важнейших – поддержание нормального уровня масла, поэтому необходимо регулярно проверять его количество, чтобы вовремя восполнить недостающий объем.

Как проверить уровень масла

Проверка уровня масла на всех АКПП осуществляется практически идентично и зависит от разновидности щупа, который используется для нее. Существует два основных варианта:

  1. С надписью HOT. Это наиболее распространенный вариант. Наличие этого слова означает, что уровень масла нужно проверять при работающем движке.
  2. С обозначением COLD. Такие щупы встречаются реже. Измерения с их помощью нужно проводить при заглушенном моторе.

Важно учитывать, что надпись COLD не означает, что замеры нужно проводить на «холодном» движке. То есть перед процедурой нужно вначале прогреть масло, дав двигателю поработать «вхолостую» 10-15 минут (либо проехав 10-15 км). После этого его нужно заглушить и проводить измерения.

Алгоритм проверки выглядит так:

  1. Прогреваем двигатель, что позволит довести масло до рабочей температуры.
  2. Устанавливаем автомобиль на ровной площадке и открываем капот. АКПП нужно переключить в положение «Паркинг».
  3. В зависимости от типа щупа глушим двигатель либо оставляем его работающим.
  4. Вытаскиваем щуп из-под капота и тщательно протираем сухой тряпкой от остатков масла.
  5. Вставляем щуп в коробку передач и вытаскиваем через 10 секунд.
  6. Оцениваем количество масла по отметкам, нанесенным на измерительный щуп. При приближении его количества к минимальным засечкам – пополняем его запас.

Если в масле, оставшемся на щупе, присутствуют загрязнения либо оно отличается по цвету и консистенции от нормального – это признаки того, что необходимо провести полную замену. Если вовремя не сделать этого, появится высокий риск выхода из строя АКПП.

Проверка на безщуповых АКПП

Если АКПП не комплектуется щупом, увидеть уровень масла можно через специальное смотровое окошко. Если его в конструкции также нет, значит, автопроизводитель не предусмотрел возможность самостоятельно замерить его уровень. Для этого нужно будет обратиться в специализированный автосервис. Но приблизительно оценить количество смазывающей жидкости можно даже в этой ситуации. Для этого нужно:

  • Прогреть АКПП так же, как и перед замерами при помощи щупа.
  • Установить машину на яму или подъемник, чтобы появился удобный доступ к ее нижней части.
  • Открутить крышку сливного отверстия в поддоне. Если после этого выльется хотя бы пара капель масла – значит его количества достаточно. Если нет – необходимо провести его дозаправку.

Достоинством таких АКПП является невозможность «перелить» смазывающую жидкость. Все излишки стекут через специальный слив. Поэтому при самостоятельном пополнении его запаса нужно лить жидкость, пока она не начнет течь из слива. После того как лишнее стечет – крышку можно закрутить и продолжить использовать автомобиль.

Признаки и последствия перелива

Перелив угрожает только тем АКПП, в которых есть щуп для замера уровня масла. В их конструкции не предусмотрен автоматический сброс излишков. Основное проявление перелива – появление характерных толчков и перебоев в работе АКПП.

Они возникают в результате того, что жидкость вспенивается, затем начинает выплескиваться. Это приводит к перепадам давления, нарушению циркуляции и изменению физических характеристик масла.

В результате длительного использования автомобиля с избытком масла в АКПП, в шестернях передач появятся люфты, возможно появление течи в сальниках.

Рекомендации экспертов

Специалисты рекомендуют регулярно замерять количество масла, даже если АКПП полностью исправна. Делать это нужно не реже 1 раза в месяц, а лучше – каждую неделю. Другие полезные рекомендации:

  1. Проверяйте уровень масла только после достаточно прогрева.
  2. Устанавливайте автомобиль максимально ровно. Даже незначительное отклонение от горизонтали может привести к значительным погрешностям результатов проверки.

Обычно автопроизводители указывают всю нужную информацию относительно замера уровня масла в инструкции по эксплуатации авто. Обязательно изучите ее перед тем, как приступать к процедуре.